новости

Тем временем Илон Маск всё-таки построил систему

12 августа 2021 г.


Тем временем, всемирно знаменитый "мошенник и аферист" Илон Маск всё-таки построил систему Starship в металле. Вот она, перед вами в собранном виде. Это именно то, что в ближайший месяц-два отправится на орбиту. Над созданием этого 119 метрового гиганта команда инженеров в Бока-Чике (ныне: Starbase) работала всё лето. И уже в скором времени мы увидим полёт самой мощной ракеты за всю историю человечества (по заявлениям Маска 100-150 тонн на НОО, а в одноразовом варианте все 250).

Помимо самой системы был создан стартовый стол и башня обслуживания. Она состоит из 8 секций, которые базируются на мощном железо-бетонном фундаменте. Её закончили собирать в середине июля, а в 20-х числах привезли так называемый "бублик" — это то кольцо, на которой базируется Super Heavy. И в конце месяца система обслуживания Starship была завершена. Теперь к самими летным экземплярам.

Ускорителем является прототип Super Heavy — BN4, это уже второй образец за лето. Ранее говорили, что первым отправится в космос BN3, но это оказалось не так, а этот прототип использовался для статических тестов и прожига 3 Рапторов. Собрав BN4 на него установили 29 (!) двигателей, которые создают тягу в 6 670 тонн. Нужно отметить, что в серии на Super Heavy будет 33 двигателя, что больше чем у отечественной Н-1. Помимо этого были установлены 4 решетчатых руля, которые обеспечивают управляемую посадку.

Ключевым объектом в предстоящем полёте является прототип SN20, его сборка началась в марте и ещё продолжается, так как его половина не полностью закрыта термоплитками. 3 дня назад на него установили 3 обычных Раптора (на которых летали все предыдущие прототипы) и 3 вакуумных, которые нужны для полёте на орбите. Сейчас SN20 ждут статические тесты и прожиг двигателей отдельно от BN4 (их расстыковали). Что ж, разобравшись с системой пора вспомнить про план полёта.

Полёт стоит ожидать в сентябре-октябре этого года. Это связано не только с предполётной подготовкой, но и с законами США. На данный момент Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) проводит разные экспертизы для того, чтобы удостовериться в безопасности орбитального полёта. Ранее с агентством уже был согласован план полёта. Старт происходит в Бока-Чика (Техас), далее полёт проходит над Атлантическим, Индийским и Тихим океаном, чтобы приземлиться в водах Гавайского архипелага. Ускоритель же, через 4 минуты полёта должен отстыковаться от SN20 и осуществить управляемую посадку в водах Мексиканского залива. Т.е. для обоих прототипов это будет первый и последний полёт и никто их не мыслит использовать повторно. Так как на данном этапе разработки стоит задача вывести этот дюбель-гвоздь на орбиту. А вот в следующем году мы уже, весьма вероятно, будем лицезреть первые посадки Super Heavy и успешные приземления с орбиты самого Старшипа.

Теперь стоит порассуждать о перспективах этого полёта. Вспоминая советский опыт в виде 4 полётов Н-1 нельзя не упомянуть о том, что риск нештатной ситуации в этом мероприятии - огромен. Даже несмотря на прожиги и многочисленные статические тесты нужно давать себе отчёт в том, что всё может и, скорее всего, пойдет не так. Вопрос лишь в том, на каком этапе полёта это случится. Возможны несколько сценариев.

Начнем с пессимистических: во время запуска происходит БАБАХ и половина Starbase превращается в груду обломков, что влечёт известные последствия в деле всей программы. Другое развитие событий чуть менее катастрофическое. БАБАХ происходит до отстыковки Super Heavy от Старшипа и последствия для инфраструктуры Техаса не такие плачевные. Третий вариант предполагает проблемы во время расстыковки и взрыв непосредственно над океаном. Теперь перейдем к реалистичным вариантам: старт и выход на орбиту проходит благополучно, но приземление SH происходит не так мягко, а Starship, из-за отвалившихся плиток, частично или полностью уничтожается при входе в атмосферу. Также есть вариант проблем на орбите с новенькими Raptor Vacuum. Более благоприятное развитие событий предполагает успешный вход в атмосферу, но жесткую посадку об воду в запланированном квадрате. Ну и самый оптимистический вариант это успех полёта на всех этапах вплоть до аккуратной посадки SH и Старшипа в воду. Вот как-то так я вижу первый орбитальный полёт этой сверхтяжелой ракеты. Реальность же, может оказаться куда интереснее.

Безусловно приятно видеть, как ещё вчерашние рендеры воплощаются в металле, и мы можем видеть работу людей своими глазами. И это всё за относительно небольшие сроки. Так как по настоящему за разработку Starship компания взялась после полёта Falcon Heavy и запуска Crew Dragon. Т. е. где-то с 2018-2019 года. Да, ещё раньше были рендеры и заявления, так в 2012 году был план создания Falcon X, а в 2016 Interplanetary Transport System. Но это были лишь мультики и влажные фантазии. Так как в тот момент компания была занята далеко не этим. Так что мы имеем все основания считать, что система была разработана и реализована в металле за срок в 2-3 года (хотя разработка двигателя идёт где-то с 2015). И именно это говорит нам о том, что технологии идут в гору, раз такие масштабные проекты реализуются в пределах одной пятилетки. И нам выпало огромной счастье жить в такое время.


Возврат к списку

новости

Вверх